Ответ «гламурщиков»

В сети «Фейсбук» на странице Музея-квартиры Ф. М. Достоевского в Москве не так давно появилось сообщение о выступлении его заведующей  Г. Б. Пономарёвой. Называлось оно «Музеи литературные: диалог с современностью, культурный гламур или память о подлинном». Поскольку в докладе речь шла о деятельности НП «Заповедное Даровое», мы предлагаем познакомиться с его содержанием и публикуем наш ответ. 

Как приятно, должно быть, дискутировать с оппонентом, у которого вычитываешь только то, что хочешь вычитать, оставляя за скобками главное. Такой вот метод дискуссии избрала Г. Б. Пономарёва, назначив нас ответственными за современный музейный «гламур».

Мы представляем НП «Заповедное Даровое» – негосударственную  некоммерческую организацию, созданную исследователями Достоевского и его потомками. Членами партнёрства являются Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (бывший Коломенский педагогический) и Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге. Вот уже десять лет участники партнёрства непосредственно работают в усадьбе Даровое, в то время как оппоненты наблюдают за «процессом» из Москвы или Зарайска. ?м из прекрасного далёка  наша «деятельность по восстановлению имения Достоевских» видится «упрощающим гламуром» (логика этой фразы непостижима: как «восстановление» может быть «гламуром»?).

Что конкретно сделано нами за эти десять лет и в результате заслужило обвинения в «неадекватности классике» и «попирании прошлого»?

1. Выявлены и частично опубликованы в трёх сборниках «Летние чтения в Даровом» (в этом году выходит четвёртый) новые архивные источники по истории усадьбы: межевые планы XVIII – XIX вв., дневник и переписка А. М. Достоевского, документы музейной деятельности 1920-х гг., готовятся к изданию письма ?вановых, последних владельцев Дарового, архив Свято-Духовского храма.

2. Проведено дендрологическое, почвоведческое, орнитологическое исследование мемориальной Липовой рощи (результаты тоже опубликованы) и начато лечение деревьев, помнящих Достоевского. Ежегодно проводится посадка молодых лип, дубов и берёз с целью регенерации как Липовой, так и Фединой рощи. Всё это, а также регулярная расчистка зелёного массива, уход за ним, формирование экскурсионной тропы улучшили экологическое состояние и сделали возможным само посещение усадебной рощи.

3. Начато археологическое обследование усадебной и церковной территории (Даровое и Моногарово). Результаты также опубликованы. Работа не завершена, поскольку требует больших финансовых затрат.

4. Расчищены три мемориальных погоста, где похоронены отец писателя, его сестра и племянницы. Установлен кенотаф в память о М. А. Достоевском, восстановлена могила последней хозяйки Дарового М. А. ?вановой. В 2012 г. из Музея и Н?? антропологии МГУ в ?оанно-Предтеченский собор Зарайска перенесены останки матери писателя для последующего захоронения на церковном погосте вблизи усадьбы.

5. Начата реставрация храма Сошествия Святого Духа, прихожанами которого были Достоевские. Федеральный статус памятника архитектуры требует ежегодных конкурсных процедур для продолжения реставрации. К сожалению, вот уже три года моногаровский храм не может «пробиться» в заветный перечень ФЦП «Культура России». В настоящее время мы прилагаем все усилия для дальнейшего восстановления храма Достоевского.

6. Традиционной стала научная конференция «Летние чтения в Даровом» (в 2013 г. прошла уже четвёртая). Обязательной частью программы является выездное заседание в Зарайске (с посещением Дарового), где обсуждаются проблемы сохранения и развития усадьбы Достоевских.

7. Десять лет в усадьбе и в Моногарове работают студенческие экспедиции. В последние годы к коломенским студентам присоединились волонтёры из Москвы и Тольятти, коломенские старшеклассники, учащиеся Зарайского педагогического колледжа. ?менно их стараниями усадьба и территория храма имеют ухоженный и доступный для посещения вид.

8. В 2013 г. мы добились строительства асфальтовой дороги к Свято-Духовскому храму.

9. Работу с детьми мы считаем одним из приоритетов: будущий музей в Даровом – это, по нашему глубокому убеждению, музей детства великого писателя. Проводимые нами мероприятия для детей – апробация той культурно-просветительской и образовательной деятельности, без которой мы не представляем музей-заповедник «Даровое». В частности, мы реконструировали любимое детское развлечение братьев Достоевских – «игру в диких», в основе которой столь нелюбимая Г. Б. Пономарёвой театрализация.

10. О Даровом должно узнать как можно больше людей – у нас в России и за её рубежами. Достоевский – имя всемирное, и земля его детства не заслужила забвения. С этой целью НП «Заповедное Даровое» создало и развивает сайт www.darovoe.ru – единственный сейчас интернет-ресурс, подробно рассказывающий о Даровом, а также работе по его изучению и сохранению. Популяризации Дарового служат и наши выставки. Последняя – о семье Достоевских – работает в церковном доме Зарайского благочиния, в её подготовке принимал непосредственное участие Государственный литературный музей. В этом же ряду – событийные акции культурно-познавательного туризма. Так, летом 2013 г. совместно с Гослитмузеем мы организовали поездку в Даровое в рамках культурной программы XV Симпозиума Международного общества Достоевского. Мы получили множество благодарственных откликов от российских и зарубежных участников симпозиума, учёных и музейщиков.

Последнее мероприятие посетила и Г. Б. Пономарёва. Очевидно, её возмутила форма представления нашего проекта «Заповедник Даровое» – натянутые прямо на стогах сена в саду «детские картинки» из истории Дарового, огромная книга «Весь Вальтер Скотт», цитаты из Достоевского в виде деревьев с ручкой, хронологическая лента Дарового, опоясавшая старую яблоню и т.п. Такая театрализация, как полагает наш оппонент, «посягает на саму природу музея». Однако напомним коллеге, что юный Федя Достоевский в Даровом не ходил по струнке, а придумывал увлекательные игры, инсценировал жизнь индейцев и Робинзона Крузо. Это ли не была театрализация, развивавшая творческую фантазию? ?гра! Вот чего боится наш оппонент и чего требует «не пущать» в сакральное музейное пространство. «Музей не любит лицедейства, он хранит память о подлинном». Да зачем же противопоставлять (тем более в музее детства) одно другому? Зачем закрывать путь к «подлинному» – через увлекательное «лицедейство»? Неужто подлинное может быть только в нафталине?

Непонятно, с чего взяла Г. Б. Пономарёва, что мы хотим «историческую реальность Дарового заменить мультимедийной реконструкцией»? Последняя предлагалась (см.: Бессонова А. С. К вопросу о концепции музея-заповедника «Даровое»// III Летние чтения в Даровом. Материалы науч. конф. 26 — 28 августа 2011 г. Коломна: МГОСГ?, 2013. С. 149 — 176, то же: http://darovoe.ru/darovoe/conception) как один из способов неразрушающей реконструкции. Краеугольный же камень предлагаемой нами концепции музея-заповедника в Даровом: СОХРАН?ТЬ главный экспонат – ландшафт Дарового, спасти рощу и храм. Это и есть несомненные «подлинные вещи», которыми сейчас располагает Даровое и которым грозит уничтожение.

Гектары (!) вокруг Дарового уже выставлены на продажу под ?ЖС, поле напротив Маменькиного пруда давно в частной собственности, а с порога флигеля открывается вид на туалет нового владельца мемориальной части усадьбы. Мы своими силами пока что не можем добиться введения уже разработанных охранных зон и запрета на застройку территории памятника. Единственная усадебная постройка – деревянный флигель с момента закрытия размещавшейся в нём библиотеки (а это середина 1980-х гг.) не отапливается, в нём нет электричества, а посетить его могут волею хозяев (музея «Зарайский Кремль» и Министерства культуры Московской области) только организованные экскурсии. Для индивидуальных посетителей флигель закрыт. Вот чем бы озаботиться «заслуженному работнику культуры РФ».

Г. Б. Пономарёва не устаёт выдвигать в качестве «проекта реконструкции» книжку Т. Г. Бирюковой в четырёх изданиях. Нам уже приходилось доказывать её спорный характер (см.: Викторович В. А. О «сакральном» музееведении// III Летние чтения в Даровом. Материалы науч. конф. 26 — 28 августа 2011 г. Коломна: МГОСГ?, 2013. С. 217 – 230; то же: http://darovoe.ru/publication/summer_reading/third-reading). Проводить реконструкцию усадьбы первой трети XIX в. по фотографиям 1920-х гг. и воспоминаниям современных жителей – значит восстанавливать Даровое ?вановых (значительно перестроивших усадьбу под себя). Где же здесь искомая «подлинность»?

? последнее. Даровое для нас не ограничивается стенами флигеля, который, увы, для иных и есть синоним усадьбы и музея. Даровое, помимо домика, – это две рощи – Липовая и Федина, фруктовый сад, пруд, въездная аллея, Лоск, Нечаевский погост, прилегающий ландшафт и, конечно, Свято-Духовский храм, т. е. мемориальный усадебный комплекс, который мы стараемся сделать известным, доступным и интересным  для посетителей. Не будущих, а нынешних. В стремлении уничтожить нас, навесив ярлык «гламурщиков», надо помнить, что то Даровое, которое сохраняем мы вместе с теми, кто нас поддерживает, сегодня ещё есть, а завтра может перестать существовать. ? экскурсанты будут любоваться чудом уцелевшим флигелем бедного штаб-лекаря Достоевского в окружении новомодных коттеджей не в пример богатых его соотечественников.

Владимир Александрович Викторович, 
доктор филологических наук, профессор МГОСГ?, 
вице-президент Российского общества Ф. М. Достоевского, 
председатель правления НП «Заповедное Даровое»,
 
Альбина Станиславовна Бессонова, 
кандидат филологических наук, директор НП «Заповедное Даровое».  

 

2 thoughts on “Ответ «гламурщиков»

  1. Уважаемая Мария! Нам непонятно, на основании чего Вы решили, что наша работа направлена на создание в Даровом «зрелищного, сделанного по американскому принципу исторического места». Если Вы внимательно читали текст, который комментируете, то в нём сказано: «Краеугольный же камень предлагаемой нами концепции музея-заповедника в Даровом: СОХРАН?ТЬ главный экспонат – ландшафт Дарового, спасти рощу и храм. Это и есть несомненные «подлинные вещи», которыми сейчас располагает Даровое и которым грозит уничтожение». ? это не просто декларация, а реальное дело, которому вот уже 10 лет.

  2. Добрый день! Ваша работа по восстановлению Дарового, безусловно, большая. Но все-таки… музей — это учреждение, хранящее памятники ЕСТЕСТВЕННОЙ истории.Не хотелось бы увидеть зрелищное, я бы даже сказала сделанное по американскому принципу, историческое место.

Комментарии отключены.