«День с Ф. М. Достоевским» в музее-квартире писателя на Божедомке

В рамках IV Международной научно-практической конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (14 – 16 декабря 2011 г.), организуемой Московским институтом открытого образования, её участники провели «День с Ф. М. Достоевским» в музее-квартире писателя на Божедомке. Ознакомившись с мемориальной и литературной экспозицией музея,  участники конференции побывали затем на виртуальной экскурсии по усадьбе Достоевских «Даровое», где прошли детские годы Фёдора Михайловича. С рассказом о Даровом и его значении в судьбе и творчестве Достоевского выступила директор Некоммерческого партнёрства «Заповедное Даровое» Альбина Бессонова.

Одним из проблемных вопросов, вынесенных на обсуждение в тот день, был вопрос о преподавании в школе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и тех трудностях, с которыми сталкивается учитель на уроках «по Достоевскому». В интервью корреспонденту телеканала «Просвещение»  А. Бессонова (по совместительству учитель-словесник гимназии № 8 г. Коломны Московской области) поделилась своим опытом работы над романом. Одним из возможных путей к Достоевскому она считает знакомство с творчеством писателя задолго до 10 класса, когда школьники изучают «Преступление и наказание». Сначала это должен быть  рассказ  «Мальчик у Христа на ёлке», а затем первый роман Достоевского «Бедные люди», те произведения, которые обращены непосредственно к чувству читателя и не оставляют его равнодушным. Это необходимая школа сопереживания, приближающая юных читателей к пониманию более сложного, «идейного» романа. Удивительной силой воздействия на школьников обладает путешествие в Даровое перед изучением «Преступления и наказания»: здесь для них раскрывается «другой» Достоевский, взраставший на земле и неразрывно связанный с русской природой. По мнению А. Бессоновой, музейная педагогика, дающая возможность интерактивного освоения исторического и литературного материала, – одно из самых перспективных направлений в партнёрских взаимоотношениях школы и музея.